Кто не платит по кредиту?

О том, какому заемщику обрадуется банк, много говорить, наверное не стоит: хорошее образование, высокий социальный статус, приличные заработки и дисциплинированность по отношению к своим обязательствам – вот основные черты клиента, радующего сотрудников кредитных отделов банков.
А как выглядит, по мнению и наблюдениям тех же банковских сотрудников, среднестатистический злостный неплательщик?

Итак, это мужчина (хотя в последнее время значительно возросло число злостных неплательщиков женского пола). Приблизительный возраст — 33-36 лет. Как правило, проживает в областном центре, но не в мегаполисе. Чаще всего злостные неплательщики не имеют высшего образования (ПТУ, техникумы, колледжи и т.д.). Большинство склонны к вредным привычкам. Таков средний портрет должников, набравших в свое время целевые, потребительские или экспресс-кредиты.

Вначале, как правило, стараются платить, однако потом попросту «забывают» о своих обязанностях. Для составления этого портрета сотрудники одного из коллекторских агентств обработали более 100 тысяч ведений о «плохих» кредитах в нескольких банках, присовокупив и личные наблюдения, сделанные в ходе работ с должниками.

Конечно, не стоит всех несостоятельных должников равнять под одну гребенку, ведь ситуации бывают разные. Кто-то не может выплачивать займ из-за неблагополучной ситуации с работой (количество таких особенно возросло после кризиса), кто-то – по семейным обстоятельствам. Однако большинство злостных неплательщиков вызывают один, вполне закономерный вопрос – как можно было вообще выдать кредит человеку с такой неблагонадежной репутацией?

На него есть только один ответ. Ситуация до кризиса была такова, что банки в своем стремлении увеличить долю потребительского кредитования попросту закрывали глаза на многие «неприятные» моменты в документах клиентов, попросту внеся риск невозврата в стоимость оказываемых услуг. В погоне за количеством было напрочь утрачено качество.

Сейчас ситуация изменилась, банки и кредитные сообщества стали более внимательно относиться к проверке претендующих на получение кредита, обращая внимание и на биографию, и на социальное положение, и на доходы, и на присутствие или отсутствие клиента в «черных списках» должников. Введение таких мер позволило немного затормозить рост объема просроченных кредитов, по крайней мере по сравнению с прошлым годом он вырос на 0.8%.

Несмотря на свои долги по кредитам, заемщики еще не желают идти на переговоры с кредиторами, идя на различные ухищрения (не отвечают на письма, звонки сотрудников банка, коллекторских агентств). Чаще всего объясняют свое поведение страхом, вызванным слухами о якобы противоправных действиях служб безопасности банков и коллекторов.